Научно-практическая конференция «Современный образовательный контекст: актуальные проблемы и перспективные решения»
11.11.2021
11 ноября 2021 года в Витебском областном институте развития образования состоялась научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Современный образовательный контекст: актуальные проблемы и перспективные решения».
В работе конференции приняло участие более 160 представителей образования и науки, среди них руководители и заместители руководителей учреждений образования, педагогические работники учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования детей и молодёжи всех регионов Беларуси, а также Российской Федерации, Казахстана, Украины. В работе конференции приняли участие 9 педагогов Толочинского района (Средней школы №1 г.Толчина – 1, Средней школы №2 г.Толочина» -2, Славенской средней школы им.П.А.Галецкого Толочинского района – 2, Толочинского ЦДиМ-2, Средней школы №3 г.Толочина-1, Усвижбукской школы-сад – 1).
Открывая работу конференции, проректор по научно-методической работе Витебского областного института развития образования Волкова Ольга Валерьевна обратилась к присутствующим с приветственным словом, в котором отметила актуальность, значимость и важность конференции по данной теме.
Содержательным и насыщенным стало пленарное заседание.
Герасимова Елена Валерьевна, заведующий ГУО «Ясли-сад №65 г. Витебска», осветила вопросы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.
Огромный интерес у участников конференции вызвал доклад Лазбенёвой Марины Фёдоровны, учителя начальных классов ГУО «Средняя школа №13 г.Орши», которая отметила, что интерактивное взаимодействие «учитель – ученик – родители» в условиях цифрового образовательного пространства является важным вектором в развитии современной системы образования.
Участники конференции заинтересованно слушали Касьянову Александру Алексеевну, учителя русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Белоярский», которая рассказала о возможностях использования олимпиадной деятельности в работе с одаренными детьми.
Работа конференции была продолжена на шести дискуссионных площадках:
«Социально-педагогические и социально-психологические аспекты развития личности обучающихся в структуре образовательного процесса»;
«Цифровое образование как новая парадигма профессиональной деятельности педагогов»;
«Воспитание в ХХI веке: новые вызовы»;
«Современные тренды развития системы дошкольного образования»;
«Основные подходы к проблеме социального развития детей с ОПФР на современном этапе»;
«Начальное образование: опыт прошлого, взгляды в будущее».
В дискуссионных площадках приняли участие:
Поводырева Татьяна Евгеньевна, учитель истории, обществоведения Средней школы №1 г.Толочина в своем выступлении остановилась на вопросах о воспитании.
«…Как же все-таки наших современных детей воспитывать правильно? Или правильнее спросить, что нужно делать, чтобы наши дети выросли, не растеряв свои уникальные качества в процессе воспитания? Ответ прост и доступен: воспитатель должен сам быть таким, каким он воспитывает ребенка. Проявлять, применять и олицетворять те качества, которые он пытается привить ребенку. Вывод еще проще: воспитатели должны воспитывать себя! А воспитание детей должно заключатся в обратной связи: от ребенка - к воспитателю. Не нужно ребенку рассказывать, нужно у него спрашивать. Конечно, предполагается, что воспитатель владеет вопросом шире и глубже, чем этот же вопрос понимает ребенок. Так и должно быть. Но дети XXI века в любом случае понимают иначе, что совсем не означает неправильно. Они могут рассказать, как понимают они. И нужно их об этом спрашивать.
Дети XXI века развиваются в самовоспитании и самосовершенствовании. Очень важно поддержать их в этом правильно и осознанно. Необходимо учиться у них, учиться вместе с ними, учиться их понимать. Меняться нужно не им, а нам. Вот что важно. У наших детей сложное будущее. Им предстоит провести нас в новое время, и не нужно этому сопротивляться. Чем скорее люди XX века поймут это, тем больше облегчат задачу своим детям и внукам.
Чему же необходимо учить детей сегодня? Какие же качества следует воспитывать в подрастающем поколении?
Самое полезное знание для XXI века, наверное, можно сформулировать двумя словами: «Непредсказуемо все». Даже стабильность в нынешнем веке не статична, а подвижна и изменяема. Уметь быстро адаптироваться к происходящим изменениям, обучаться новому, отбрасывая старое — совершенно необходимое качество современного строителя собственного счастья. Рассчитывать на то, что всю жизнь можно будет проработать на одном месте, выполняя одну и ту же работу, больше не может никто. Даже те, чьи профессии останутся востребованными по-прежнему, а таких немного.
Итак, 10 качеств и навыков, которые будут полезны в ближайшем будущем.
1.Гибкость и умение адаптироваться к изменениям, ловить «восходящие потоки», «оседлать волну». Творческий подход к решению любых задач. Стандартные решения пора делегировать машинам, у них это отлично получается.
2.Техническая грамотность. Умение быстро осваивать новые технологии становится критически важным навыком, без которого никуда не продвинуться.
3.Самодисциплина. Работать «с 8 до 17 с перерывом на обед» больше не принято. Нынче работа оценивается не по количеству затраченного времени, а по эффективности и результату. Поэтому все больше людей трудятся вне офиса, самостоятельно организуя свое рабочее время.
4.Эмоциональный интеллект, без которого немыслимо продуктивное общение и командная работа.
5.Широкий кругозор, позволяющий быстро и эффективно осваивать смежные области знаний.
6.Способность к командной работе, как виртуальной, так и вполне реальной.
7.Масштабные задачи решаются только коллективно, и умение выстраивать коммуникации, договариваться, объяснять и идти на компромисс становится решительно необходимым.
8.Открытость другим культурам. Мир становится все теснее, границы размываются быстрее, чем отличия в образе жизни и мышления. Говорить на иностранном языке не всегда достаточно, необходимо уметь понимать и принимать иные культурные особенности, отличия в менталитете и т. д.
9.Готовность и стремление к постоянному развитию. Учеба не прекращается никогда. Как говорила Королева из книги Льюиса Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы попасть куда-то в новое место, надо бежать вдвое быстрее». Привычка учиться необходима, чтобы не отставать и продвигаться вперед. Всегда учиться.
Умение подходить к решению проблем системно. Исправлять не поломку, а ее причину. Менять систему координат, если прежняя становится слишком тесной. А для этого необходимо самое важное, десятое качество.
10.Уверенность в себе. Не самодовольство, не раздутое Эго, но простая и естественная уверенность в собственных силах».
Малашкевич Татьяна Васильевна, заместитель директора по учебнойСредней школы №2 г.Толочина представила в очном – онлайн выступлении опыт работы учреждения образования по вопросу «Использование театрализованных игр и игр – драматизаций в развитии эмоциональной сферы и социальной адаптации учащихся в классах интегрированного обучения и воспитания». В своем выступлении Татьяна Васильевна остановилась на организации работы с детьми с ОПФР, задача такой работы, чтобы ребёнок смог осознавать не только свои эмоции и эмоции окружающих, но и управлять ими, корректировать, т.е. адекватно регулировать свое поведение. Практика доказала, что педагоги школы активно используют игру – драматизацию, театрализованную игру в работе с детьми с ОПФР, взаимодействие всего класса или группы. Таким образом, частично реализуются принципы инклюзивного образования. Коррекционные занятия с детьми с ОПФР представлены разнообразными формами, приемами, методами. Огромный интерес вызывают у детей занятия с использованием фигур пальчикового театра, на которых ребята разучивают как отдельные тексты, так и инсценировки сказок «Репка», «Колобок» и др. «Вязаных героев» изготавливают сами учащиеся под руководством педагога – дефектолога Козик О.А.
Развитие эмоций в сочетании с развитием речи осуществляется для ребят интегрированных классов во внеурочной деятельности. В школе организована работа объединений по интересам «Литературное чтение» (руководители: библиотекари – педагоги дополнительного образования Ворошкова А.А. и Демешко Н.М.).Следует отметить и взаимодействие учащихся и педагогов с городской детской библиотекой г.Толочина, ГУК «Толочинский районный центр культуры и народного творчества» Вместе учащиеся с педагогами совершают экскурсии, в качестве зрителей присутствуют на спектаклях народного театра.
В классах интегрированного обучения и воспитания ежегодно ведется подготовка к республиканскому фестивалю художественного творчества «Вясёлкавы карагод». В 2019 году творческий коллектив учащихся, подготовивший сказку – постановку «Коза – манюка», был признан лучшим в районном этапе, а в областном этапе в номинации «Театральный жанр» отмечен дипломом III степени главного управления по образованию Витебского облисполкома (руководитель: педагог – дефектолог Миронова М.Е.).
Особое место занимает ежегодная «Неделя театра»: каждый класс готовит театрализованную постановку, дело есть каждому ученику класса: сценарий, костюмы, оформление сцены, музыкальное сопровождение (руководитель: педагог – организатор Микульчик Н.Б.). Таким образом, увлеченность театрализованными играми и игрой – драматизацией, возникающий при этом внутренний комфорт, легкое и неавторитарное общение учащихся и педагогов помогают формировать эмоциональную среду учащихся, что в свою очередь способствует более успешной адаптации учащихся классов интегрированного обучения и воспитания.