УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела
по образованию
Толочинского райисполкома
А.А.Белогуров
01.06.2023
ПОЛОЖЕНИЕ
об опорном учреждении образования
Глава 1
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия создания и порядок организации деятельности опорного учреждения образования Толочинского района.
1.2. Опорное учреждение образования создается с целью распространения опыта и оказания методической помощи педагогическим работникам учреждений образования района по приоритетным направлениям развития системы образования.
1.3. Опорное учреждение является центром методической работы по внедрению педагогических инноваций в системе образования и служит учебной базой для педагогических работников учреждений образования Толочинского района.
1.4. Опорное учреждение утверждается приказом начальника отдела по образованию Толочинского райисполкома.
1.5. Присвоение учреждению образованию статуса «опорного» не приводит к изменению организационно - правовой формы, типа и вида учреждения и в его Уставе не фиксируется.
1.6. Опорным может быть учреждение образования, коллектив которого состоит из творчески работающих педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и имеющих опыт деятельности.
1.7. Опорное учреждение должно быть обеспечено современными средствами обучения и оборудованием, позволяющим качественно осуществлять образовательный процесс и иметь возможности по дополнительному ресурсному обеспечению, а также наличием условий для учебы педагогических кадров учреждений образования района.
1.8. В учреждении образования, обладающем статусом опорного, должна иметься следующая документация:
положение об опорном учреждении образования (представлено на официальном сайте учреждения образования),
план работы на год (раздел годового плана учреждения),
договоры (при необходимости), отчеты о проделанной работе,
анализ деятельности за прошедший учебный год,
методические материалы (электронный банк).
Глава 2
Деятельность опорного учреждения образования
2.1. Основными задачами опорного учреждения являются:
апробация на своей учебной базе новых образовательных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики по конкретному направлению деятельности;
создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических работников: организация учебы педагогов, руководителей, председателей учебно-методических объединений по использованию в практике новейших достижений педагогической науки, оперативному овладению передовым педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания, навыками управления в условиях модернизации системы образования;
формирование и распространение передового педагогического опыта по перспективным направлениям развития образования.
2.2. Для реализации поставленных задач опорное учреждение:
проводит ежеквартально дни открытых дверей в течение учебного года, а также по мере необходимости семинары-практикумы, консультации, стажировки, открытые занятия, уроки, конференции, сетевые семинары и т.п. с использованием современных средств общения,
активно участвует в районных мероприятиях,
создаёт методическую копилку (электронный банк материалов) по различным направлениям деятельности,
использует возможности сайта учреждения образования в распространении передового педагогического опыта.
2.3. Деятельность опорного учреждения осуществляется по следующим направлениям:
создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогов и руководителей учреждений образования;
организация сетевого информационно - коммуникационного обслуживания опорного учреждения;
научно - методическая поддержка педагогических работников учреждений образования Толочинского района.
2.4. Опорное учреждение строит работу в соответствии с планом, который защищает на педагогическом (методическом) совете. По итогам работы готовит отчет о результатах работы за учебный год и методический продукт - сборник методических материалов по выбранному направлению работы или обобщение опыта (публикация в профессиональных изданиях).
2.5. Опорное учреждение организует работу с председателями учебно-методических формирований, ресурсных центров, творческих групп, проблемных семинаров по овладению ими системой методической работы, умениями формировать и реализовывать обучающие программы.
2.6. Формой работы на базе опорного учреждения могут быть постоянно действующие семинары с включением в них практикумов, дискуссий, деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций с практической демонстрацией передового педагогического опыта через систему открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, методических дней и др.
2.7. Деятельность учреждения образования в статусе «опорного» может быть прекращена по приказу начальника отдела по образованию Толочинского райисполкома в случае резкого снижения качества образовательного процесса, невостребованности содержательных и организационных форм деятельности или по другим обоснованным причинам.
Глава 3
Функции опорного учреждения образования
3.1. Опорное учреждение образования выполняет следующие функции:
обучающая - создание возможности обучения педагогов учреждений образования современным методам и средствам обучения; повышение квалификации в межкурсовой период через разнообразные активные формы работы; преемственность образовательной деятельности опорного и других учреждений в обновлении содержания и применении новых методик и технологий;
инновационная - способность развития потенциала опорного учреждения и совершенствование образовательного пространства системы образования;
методическая и консультационная - оказание методической и консультационной помощи педагогам, руководителям других учреждений образования района;
социокультурная - использование в интересах образования и воспитания обучающихся возможности социокультурного потенциала района.
Глава 4
Права и обязанности опорного учреждения
4.1. Опорное учреждение имеет право на:
организацию работы с руководителями учреждений образования, педагогами по оказанию методической помощи по осуществлению обновления образовательного процесса;
организацию работы с председателями учебно-методических формирований, ресурсных центров, творческих групп с целью овладения ими обновленной системой методической работы, умениями реализовывать обучающие программы, проекты, соответствующие государственным образовательным стандартам, а также удовлетворение запросов и потребностей педагогов и специалистов учреждений образования района;
тиражирование методического продукта деятельности своего учреждения;
4.2. Опорное учреждение обязано:
обеспечить качество оказываемых методических услуг;
осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом;
представлять отчет о проделанной работе в государственное учреждение «Толочинский районный учебно-методический кабинет»;
обеспечить систематическое повышение уровня профессиональной компетентности своих педагогических кадров;
использовать возможности сайта учреждения образования для трансляции своего опыта.
Глава 5
Взаимосвязи с другими учреждениями образования
5.1. Опорное учреждение образования взаимодействует с отделом по образованию Толочинского райисполкома, государственным учреждением «Толочинский районный учебно-методический кабинет» и другими учреждениями образования района.
5.2. Опорное учреждение предоставляет институтам социума возможность стать более активными участниками в вопросах расширения доступности образования и повышения его эффективности; координирует совместную деятельность с учреждениями дополнительного образования взрослых, учреждения высшего образования, учреждениями среднего специального образования.
5.3. Взаимодействие опорного учреждения с социальными партнерами строится на взаимных договорных отношениях.
5.4. Одним из приоритетных направлений деятельности опорного учреждения является диссеминация актуального педагогического опыта по перспективным направлениям развития образования. В связи с этим организуются научно - практические конференции с привлечением всех участников образовательного процесса, публичные отчеты, дни открытых дверей, мастер-классы, открытые педагогические советы, готовятся публикации, размещение информации на сайте учреждения. Создается банк инновационного опыта.
Глава 6
Организация управления и научно-методическое руководство
деятельностью опорного учреждения образования
Научно - методическое руководство деятельностью опорного учреждения образования осуществляется государственным учреждением «Толочинский районный учебно-методический кабинет».
СОГЛАСОВАНО
Заведующий государственного
учреждения «Толочинский районный
учебно-методический кабинет»
И.В. Сущая
01.06.2023