Опыт работы Сушковой Т.С.

Отдел по образованию  Толочинского районного исполнительного комитета

Русский
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Календарь новостей

<<Сентябрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Горячие новости


17.09.2018
15 сентября в ГУДО Толочинский районный центр детей и молодёжи состоялся районный пионерский слёт “Взгляни на нас по-новому

подробнее...

30.08.2018
О районной августовской конференции педагогических работников

подробнее...

20.08.2018
О работе Летней школы (учителей химии, биологии)

подробнее...

03.08.2018
Деловой стиль одежды

подробнее...

01.08.2018
Программа работы Летней школы (учителей химии, биологии)

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.Толочин, ул.Ленина, 1, 211092
Телефон/факс: 2 17 72
Электронная почта: roo.tolochin@tut.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Скачать данный материал

ГУО «Средняя школа №2 г. Толочина»

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОБЛЕМНО – ПОИСКОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

                                                      Сушкова Тамара Станиславовна

                                                учитель начальных классов

                          8(029)5971392

                                                      e-mail: tamarasushkova@mail.ru

 

 

                                                 2014 г.

 

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Русский методист естествознания А. Я. Герд сказал: «Если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определённее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную». Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учащимся доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ребёнок самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.Проблемное обучение мотивирует на самостоятельный поиск информации и активизирует мышление, позволяет научить учащихся самостоятельно видеть проблему, формулировать её, искать и находить пути решения проблемы. Оно ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней.

Актуальность

Сегодня общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, умеющих организовать собственную деятельность, способных принимать нестандартные решения, брать на себя ответственность, умеющих творчески мыслить. Актуальность заявленной тематики обусловлена и самой учебной деятельностью, обновлением содержания образования, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Курс «Человек и мир» достаточно сложный. Он содержит значительный объем информации из многих областей (биологии, географии, химии, физики). Без внутренней мотивации, без пробуждения интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет. Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования учебных занятий по предмету «Человек и мир» таким образом, чтобы обеспечить саморазвитие учащихся при изучении данного курса, постоянный интерес и  познавательную активность. Из опыта работы заметила, что  использование традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении снижает уровень самостоятельности учащихся. Использование проблемно – поисковых технологий на учебных занятиях курса «Человек и мир» помогает заинтересовать учащихся данным предметом, повысить познавательную активность школьников, повысить результативность учебных занятий.   

Проблемно-поисковая технология обладает огромным педагогическим  потенциалом, так как в её основе лежит особый вид взаимодействия учителя и  учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем [6, с. 20].

Научно-методическое обоснование

Проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практике. В прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и многие другие. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо [3, с. 17]. Проблемным обучение называется не потому, что весь учебный материал  учащиеся  усваивают  только путем самостоятельного решения проблем и  «открытия»  новых  понятий.  Здесь есть  и  объяснение  учителя,  и  репродуктивная  деятельность  учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на  принципе  проблемности,  а  систематическое  решение  учебных проблем - характерный признак этого типа  обучения.  Поскольку вся систем методов при этом направлена на общее развитие школьника, его  индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно  развивающим  обучением [6, с. 255].  Проблемное  обучение -  это  тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая  деятельность  учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентированы на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в  ходе  усвоения  ими научных понятий и способов деятельности [6, с. 257].

Немецкий педагог, общественный деятель, политик, один из создателей развивающего обучения Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег  сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Цели и задачи педагогической деятельности

Чтобы курс «Человек и мир» вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы учащиеся умели организовать собственную учебную деятельность, имели готовность и способность учиться, саморазвиваться, понимали картину мира, умели логически мыслить, необходимо сделать из учащегося активного соучастника учебного процесса. Исходя из этих целей, учителю необходимо использовать новую организацию совместной деятельности, где он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности учащегося.

Цель педагогической деятельности - создание оптимальных условий для формирования познавательной самостоятельности учащихся, саморазвития  личности учащихся при изучении курса «Человек и мир» через применение проблемно-поисковых технологий

Задачи педагогической деятельности:

  • Создать условия для формирования на учебных занятиях у учащихся приёмов учебной деятельности.
  • Переключить мировоззрение учащихся с привычки получать готовые знания на привычку находить их.
  • Развить у учащихся способности к самостоятельному поиску знаний.
  •  Добиться включённости каждого учащегося в активную учебную деятельность на учебном занятии.

Сущность опыта

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание и самообучение. Использование проблемно-поисковых технологий помогает школьнику ставить цели своего развития. Сущность механизма происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления. При этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Учащийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.  Проблемное обучение в начальных классах предполагает последовательное и целенаправленное привлечение детей к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи, исходя из реальных условий. Методы проблемного обучения направлены  на  то, чтобы поставить учащегося в положение  первооткрывателя, исследователя  некоторых посильных для него проблем. Например, учащийся решает серию задач и в результате сам  открывает  новые для себя (конечно, не для человечества) знания, лежащие  в  основе  решения всех этих задач. Психологическая наука  приходит  к  выводу,  что  не  нужно устранять всех трудностей с пути учащегося. Лишь  в  ходе  их  преодоления  он сможет сформировать свои  умственные  способности[2, с. 54].

Описание технологии опыта

Еще Я.А. Коменский в свое время писал о необходимости воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению. К.Д. Ушинский подчеркивал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет [8, с. 15]. В основе развития активности и самостоятельности учения школьников лежит познавательный интерес. Важную роль в развитии познавательной активности школьников играет предвкушение необычности, способности учителя удивлять. Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность, преодолеть элементы   механического усвоения знаний в обучении. Что же в обучении чаще всего ставит учащегося в проблемную ситуацию? «Удивление – мать открытия», сказал физик Луи де Броль. Это новизна информации, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним знаниям, красота. Основная идея проблемного обучения - знания не передаются в готовом виде, а приобретаются детьми. Каждый учащийся ощущает свою сопричастность к предмету. Проблемно-поисковые технологии основываются на создании проблемной ситуации, активизирующей самостоятельную деятельность учащихся. Под проблемной ситуацией имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Движущая сила проблемной ситуации - создание противоречий. Преодолевая возникшее противоречие, познание продвигается вперед [7, с.61].

Деятельность учителя на уроке с применением

проблемно-поисковых технологий

Учитель на уроке с применением проблемно-поисковых технологий:

-         ставит вопросы;

-         предлагает задачу, экспериментальное задание;

-         строит деятельность учащихся таким образом, чтобы им захотелось получить новые знания, чтобы у них возникла потребность в их приобретении;

-         организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации;

-         выводит к решению ситуации;

-         обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Деятельность учащихся на уроке с применением

проблемно-поисковых технологий

Учащиеся на уроке с применением проблемно-поисковых технологий:

-         высказывают предположения о путях решения проблемной ситуации;

-         обобщают ранее приобретенные знания;

-         выявляют причины явлений, объясняют их происхождение;

-         наблюдают, сравнивают, делают выводы;

-         выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

«Как зритель, не видевший первого акта, в догадках теряются дети. И все же, они умудряются как-то понять, что творится на свете» (С.Я Маршак).

Формы реализации учебной проблемы:

1.Учебная проблема является основной темой урока.

 2.Учебной проблемой становится не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание.

Место проблемной ситуации на уроке

Возникновение проблемной ситуации и осознание её учащимися  возможно при изучении почти каждой темы. Проблемная ситуация может применяться на любом этапе урока:

-при проверке домашнего задания;

-при актуализации изученного материала;

-при изучении нового материала;

-при закреплении материала.

Типы проблемных ситуаций:

1.Учащийся не знает способов решения поставленной задачи.

2.Нужно использовать уже имеющиеся знания в новых практических условиях.

3.Возникает противоречие между теорией и практикой.

4.Достигнутый практический результат дети не могут объяснить теоретически.

Требования к выдвигаемой проблеме:

-         доступность пониманию учащихся;

-         посильность выдвигаемой проблемы;

-         должна заинтересовать учащихся;

-         естественность постановки проблемы.

Методы проблемного обучения:

1.Метод проблемного изложения.

2.Эвристическая беседа.

3.Исследовательский метод.

В чем различие этих трех методов?Различие методов проблемного обучения состоит лишь в степени познавательной самостоятельности, проявляемой школьниками.

Проблемное изложение

При проблемном изложении самостоятельность детей невелика: учащиеся следуют за мыслью учителя, осуществляющего целостное решение задачи.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам учитель.

Пример проблемного изложения

3 класс Тема: «Опора тела и движение»

-Мы знаем, что  у человека есть кости (череп, позвоночник, кости рук и ног). И мы уже знаем, что каждая отдельная кость сама по себе неподвижна. Но вы также знаете, что человек двигается потому, что у него есть кости: именно они обеспечивают движение. Что же приводит  их в движение? Это мышцы. Потрогайте их на руке. Вы чувствуете: они упругие и мягкие. При помощи мышц мы можем ходить, менять выражение лица. Все это называется движением мышц. Как же происходит это движение? Проведем маленькое исследование. Обхватим левой рукой правую руку выше локтя, ощупаем мышцу и запомним ее форму. Теперь с усилием согнем правую руку. Вновь ощупаем мышцу. Вернем ее в исходное положение. Мы почувствовали, что при напряжении форма мышцы изменилась. Почему? Что произошло?  Оказывается, что мышца по своей способности похожа на резину….

Проблемное изложение способно удерживать внимание учащихся:

в 1 классе – 5-7 минут;

во 2 классе – 7-12 минут;

в 3-4 классе – до 20 минут.

Эвристическая беседа

Создателем эвристической беседы является Сократ, в честь которого она также именуется сократической. Это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает новые знания, а умело поставленные вопросы заставляют их самих подходить к понятиям и правилам. Это серия взаимосвязанных и вытекающих друг из друга вопросов. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий. [4, с. 28].

Пример эвристической беседы

3 класс Тема: «Уход за зубами»

-Когда ученый, проводя раскопки окаменелостей или других признаков античной жизни, добывает какие-нибудь зубы, он бывает очень счастлив. Зубы являются важным ключом к тому, чтобы распознать, какое живое существо обитало в данном месте. Например, хищные звери имели изношенные зубы. Почему?  Грызуны — подточенные. Почему?  Бобры, к примеру, имеют очень острые зубы. Зачем? У человека, как известно, «коллективное» расположение зубов, то есть они имеют различные виды зубов, расположенные рядом друг с другом. Почему зубы человека похожи на зубы зверей?

Исследовательский метод

При использовании исследовательского метода задачи решаются школьниками самостоятельно и помощь учителя предельно минимальная. Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я. Лернер, который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач». [5, с. 32].

Примеры исследовательских методов

Провести наблюдение за погодой и отметить в специальном дневнике, самостоятельно найти доказательство какой-то мысли, придумать вопросы, какие бы вы задали по изучаемому материалу и т.д.

В процессе организации проблемного изложения, эвристической беседы или исследовательского метода используются:

-         Проблемные вопросы;

-         Проблемные ситуации;

-         Проблемные задачи;

-         Проблемы.

Эти все понятия не разграничиваются. Они либо отождествляются, либо в них вкладывается различное наполнение.

При каких условиях вопрос считается проблемным?

Как отличить проблемные задания и вопросы от не проблемных? Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность? В проблемном вопросе в скрытом виде присутствует: условие, известное и неизвестное и проблемный вопрос. Например: почему у аиста клюв длинный и прямой, а у клеста обе половинки клюва сильно загнуты и искривлены в стороны, так что кончики их перекрещиваются? Учащимся нужно объяснить причину противоречия. Все проблемные вопросы расчленяются на данное и искомое.

Результативность

Мой опыт работы  с применением  проблемно-поисковых технологий обучения на учебных занятиях по курсу «Человек и мир» показывает, что использование данных технологий даёт положительные результаты, способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся, саморазвитию  личности учащихся, развитию творческой активности, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно. Нестандартные учебные занятия, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию познавательной активности учащихся на учебных занятиях, повышает результативность учебного занятия. Обучение с применением проблемно-поисковых технологий обеспечивает прочность и действенность знаний, так как информацию, полученную в результате собственных усилий, учащийся надежней сохраняет в памяти. Но самое ценное, что такое обучение учит  учащихся трудному искусству решения проблем.

Результативность применения проблемного подхода в учебном процессе
можно оценить с помощью таких критериев:

- В классах, где я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло.

- Наблюдается тенденция роста качества знаний учащихся (процента обучающихся на «10» и «9» при 100 % успеваемости).

- Отмечается максимальное использование самостоятельности учащихся   в добывании знаний и овладении способами действий, что обеспечило рост их учебных достижений (Школьные и районные  научные конференции).

Выводы и перспективы

Подводя итог, можно с уверенностью отметить, что применение проблемно-поисковых технологий создаёт  условия, при которых учащиеся сами открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию умения самостоятельно добывать знания, саморазвиваться. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности,  воспитание активной личности. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. В процессе проблемного обучения у детей появляется возможность анализировать ситуацию, выбирать необходимую информацию самостоятельно. Таки образом, систематическая проблемно - поисковая деятельность повышает познавательную самостоятельность учащихся. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности. Главным результатом использования проблемно-поисковых технологий является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт самостоятельной деятельности, что он готов к дальнейшему саморазвитию.

При всех достоинствах проблемного обучения оно не является универсальным и потому не следует его противопоставлять традиционному репродуктивному обучению - речь должна идти о гармоничном их сочетании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Примеры постановки проблемных вопросов на уроках

 при изучении  курса «Человек и мир»

  1. 2 класс Тема «Вода и жизнь»

-Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит?

  1. 2 класс Тема:  «Строение растений. Дикорастущие деревья и кустарники»

-Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий цикорий травой? Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

  1. 1 класс. Тема:  «Осень. Сезонные изменения в природе осенью»

-Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?

  1. 2 класс Тема: «Природа  вокруг тебя. Живая и неживая природа»

-Горшок с цветком в классе – это объекты природы? Почему? Что не является объектом природы и почему?

  1. 2 класс Тема: «Комнатные растения»

-Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживой природе зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут?

  1. 3 класс Тема «Опора тела и движение»

-Тело человека может быть очень гибким. Например, гимнасты сильно изгибают свой позвоноч­ник, делая «мостик». Спина в это время изгибается, как дуга. Руки чело­века сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги - только в бедре, колене, стопе. Почему руки и ноги не сгибаются так же, как позвоночник?

  1. 2 класс Тема «Значение и свойства воздуха»

– У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».

– Что может произойти с зелеными растениями зимой?

– Прочитайте, при каких условиях они не погибают? ( Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега).

–Какое значение в этом случае имеет снег для растений? ( Снег «греет» растения).

– Вспомните, какой снег на ощупь? (Снег холодный).

– Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет»
растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?

  1. 1 класс Тема: «Изменения в жизни диких животных весной. Прилёт

птиц»

-Вы наблюдали за последовательностью прилета перелетных птиц в свою местность и заметили, что первыми прилетели грачи и скворцы; позже – ласточки, кукушки, соловьи, то есть птицы прилетают в разное время. Почему одни птицы прилетают раньше, а другие – позже?

  1. 3 класс Тема: «Ориентирование на местности.  Почему надо уметь ориентироваться?

-Ребята, кто из вас бывал в лесу? Как далеко вы уходили от дома? С кем вы ходили в лес? Как возвращались обратно? Представьте себе такую ситуацию: человек  ушел  далеко и заблудился, лес кругом, места  незнакомые.  Как найти дорогу домой?Чему будем учиться сегодня на учебном занятии?

 

Приложение 2

Примеры проблемных заданий и проблемных задач

на уроках при изучении  курса «Человек и мир»

  1. 3 класс Тема: «Карта. Физическая карта полушарий».  Учащимся

предлагаю изобразить в тетради яблоко в натуральную величину. Дети без труда выполняют это задание. Затем даю задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под моим руководством приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

  1. 2 класс Тема: «Природа  вокруг тебя. Живая и неживая природа»

-Известно, что почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек - объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят  друг от друга?

-Вспомните, что вы знаете о телах живой и неживой природы. Распределите в две группы следующие слова: камень, дерево, вода, человек, стол, солнце, почва, растение. Объясните, почему вы так сделали? Почему слово «стол» оказалось лишним?

  1. 2 класс Тема:  «Строение растений. Дикорастущие деревья и кустарники»

1. Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?

2.Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?

3.Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?

4.Рассмотри проросшие семена пшеницы и  проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посади их в горшочки.)

5.Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня, измеряя высоту растений линейкой. Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время разная быстрота роста?Записывай в тетрадь дату появления новых листьев,побегов. Сделай рисунки растений. Подумай, что у

 них общего и в чем отличие?

  1. Рассмотри плоды клена и березы. Сравни их размеры, найди семена и крылышки, с помощью которых семена летают. Подумай, почему

ранней весной на данной территории было больше всходов клена, а не березы, хотя семян у неё намного больше, чем у клена?

  1. 3 класс Тема «Кожа. Значение кожи для организма человека»

-За сутки через кожу человек выделяет столько тепла, что его хватит для того чтобы вскипятить 33 литра ледяной воды. Сколько воды можно вскипятить теплом, которое выделяет кожа всех учащихся нашего класса?

  1. 3 класс Тема: «Уход за зубами»

-У человека есть несколько видов зубов: 8 резцов, 4 клыка, 20 коренных, которые по-другому называются жерновыми от слова «жернов». Жернов-это каменное приспособление, которое применяется на мельницах при перемалывании, перетирании зерен в муку. Ответьте на вопросы:

-Как вы думаете, каких зубов больше у акулы?

-У коровы?

-Почему?

6. 2 класс Тема «Многообразие животных»

-Разделяем зверей волка, лису, зайца, белку, медведя, ежа на три группы.

К первой можно отнести волка и лису, ко второй – зайца и белку, а к третьей – медведя и ежа. Как можно объяснить такое разделение?

 

Приложение 3

Примеры создания  проблемных ситуаций на уроках

при изучении  курса «Человек и мир»

  1. 2 класс Тема: «Почва, её значение»

-За 20 дней до учебного занятия учащиеся получили задание: замочить горох, вести дневные наблюдения за ним и делать необходимые записи. К данному занятию  у учащихся сделана примерная запись:

1  ноября – замочили горох, положили в сырую тряпочку, поставили в

 теплое место

2  ноября – горох разбух

3  ноября – появился беленький росточек

4  ноября – росточек стал больше, крепче

5  ноября – росточек врос в тряпочку

6  ноября – появился бледно-зеленый росточек

11 ноября – цвет гороха стал серым

18     ноября – отстала чешуя, горох распался на 2 части

19     ноября – росток сгнил

20 ноября – росток и листочек пропали

Учебное занятие начинается с чтения записей.

-         Что же случилось? У всех ли такое явление? ( Да, у всех)

Показываю детям банку со всходами гороха, посаженного в тот же день, 1 ноября в почву.

-        Почему так хорошо пророс горох?  (Ответы самые разные: «В банке теплее», «В банке свет, а в тряпочке темно», «В тряпочке нет питательных веществ, а в земле они есть».)

  1. 3 класс Тема: «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении

сердца» Создание проблемной ситуации при выполнении практического действия.

- Проверим частоту пульса. (Проверяем).

Какой у вас пульс? Сравните его с нормой. Встанем из-за парт. Сделаем 10

приседаний  и  проверим  частоту  пульса.   Что  можно  о  нем  сказать?

(участился). Объясните, почему при нагрузке сердце работает интенсивнее? Через 3минуты: еще раз проверим пульс. Вошел он в норму? У кого из ребят он приблизился к норме? (У физически сильных и здоровых). Кто объяснит

это явление? Сделайте вывод.

 

Приложение 4

 

Пример использования исследовательского метода на уроках

при изучении  курса «Человек и мир»

  1. Проведите наблюдение за погодой и отметьте результаты ваших исследований в специальном дневнике.

 

Приложение 5

Фрагменты уроков по курсу «Человек и мир»

с применением проблемного обучения

1.Фрагмент урока по курсу «Человек и мир» в 3 классе по теме  «Вода и жизнь. Свойства воды»

Цель: обобщить знания учащихся о воде, показать, что вода - уникальное природное вещество.

Задачи:

o   Расширить знания о воде, ее роли в жизни человека.

o   Учить видеть, сравнивать, анализировать.

o   Воспитывать бережное отношение к воде, ответственность каждого человека в решении экологических проблем.

Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся. Мотивация учащихся.

-Мы сегодня с вами попробуем взглянуть на очевидное, но надеемся, что оно нам покажется и невероятным. О чем же мы хотим сегодня узнать? Попробуем отгадать. (Загадка о воде)

Эвристическая беседа

- Давайте подумаем, где на Земле есть вода? В море, в реке, в озере, в роднике, в болоте, в луже. Воды на планете много. Суша занимает только одну треть ее поверхности. Удивительно, что планета называется "Землей", а не "Водой". Когда люди полетели в космос, то они увидели, что наша планета голубая.

-Какая бывает вода на земле? Оказывается, почти вся вода на Земле соленая, и только маленькая часть - пресная. Кому же нужна вода на Земле?  Растениям, насекомым, водным обитателям, человеку, птицам, животным. Вода - это то, без чего не может обойтись ни один обитатель планеты Земля

Проблемный вопрос на доске: 

Почему вода – одно из самых главных богатств Земли?

Исследовательская работа

Нас приглашают опыты.  В ходе практической работы вам нужно заполнить таблицу. (Выполнение опытов, оформление таблицы)

№ п/п

Вопрос

Предполагаемые ответы

Ответы

после опыта

1

Какова прозрачность воды?

 

 

2

Имеет ли вода запах?

 

 

3

Какого цвета вода?

 

 

4

Что произойдет с солью, сахаром и мелом, если их бросить в воду?

 

 

5

Можно ли очистить мутную воду?

 

 

Физкультминутка:

- О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (Вода текуча; вода – растворитель)

- Продолжим наши исследования.

Посмотрите на стаканы с молоком и водой. Сравните цвет воды и молока. Опустите в стакан с водой ложку и в молоко. Видна ли ложка? Такую же работу проведите с цветными полосками. Виден ли цвет полоски? (Вода прозрачна, а молоко нет. Вода не имеет цвета).

 - Но вода не всегда бывает прозрачной, т.к. загрязнена различными отходами (показ воды из аквариума).

-Вспомните запах апельсина, огурца и их вкус. Попробуйте воду на вкус. Сделайте вывод.

- Опустите в стаканы ложку соли, сахара, мела, размешайте. Что происходит с солью, сахаром, мелом? (Соль, сахар растворились, вода стала соленой, сладкой. Вода – растворитель. Мел не растворяется. Вода стала мутной).

- С помощью фильтра можно очистить эту воду?

-Пропустите через фильтр загрязненную воду, что вы наблюдаете? ( Вода очистилась).

 

2.Фрагмент урока по курсу «Человек и мир» в 1 классе по теме «Изменения в жизни диких животных весной. Прилёт птиц»

Цель:обеспечить условия для расширения знаний учащихся  интересными сведениями о многообразии и жизни птиц.

Задачи:

-          учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;

-         создать условия для формирования коммуникативной компетенции;

-         развивать зрительную память, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.

Ход урока

Мотивация к деятельности

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия,  каждому добиться успеха.

Проблемные задания (работа в группах) :

-Ребята, какая сейчас пора года? ( Весна).
Давайте с вами вспомним, что мы знаем о весне. Предлагаю поработать в группах.

Задание 1-ой группе - отвечаем на вопрос, по каким признакам мы узнаём, что наступила весна? Для этого в карточке зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
Задание 2 –ой группе:
- Все события весной наступают в определённом порядке. На своей карточке восстановите последовательность событий в весеннем периоде: что сначала, что потом. (Расставить цифры возле каждого предложения).

Задание 3-ей группе. Прочитать отрывки. Угадать, о какой поре года идёт речь.
Презентация работы групп

Проблемный вопрос

-Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки звери, выходят из состояния оцепенения лягушки, жабы. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Почему так происходит?

Изучение новой темы. Эвристическая беседа

- Да, ребята, с приходом весны пробуждается природа. Земля освобождается от снега. Текут по небольшим оврагам ручьи. На реках начал сходить лед. Уровень воды в водоемах поднимается. Почему так происходит? Потому что солнце поднимается все выше и выше, сильнее пригревает. Большие изменения происходят и в жизни животных. С началом весны пробуждаются медведи, барсуки, ежи. Изменяется цвет меха и у зайцев, и у белок. Почему? Густой пушистый зимний мех весной становится ненужным, он редеет.
В конце зимы и в начале весны у зверей рождаются малыши.Взрослые звери оберегают их, учат добывать пищу.С наступлением весны, с появлением растений и насекомых в сады и леса прилетели птицы, которые зимовали рядом с нами. Какие птицы прилетают первыми?Первыми прилетают скворцы. Почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Ласточка прилетает к нам в мае. Как вы думаете, почему? Чем питается ласточка? В мае появляется больше насекомых. У птиц много забот. Птицы строят гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов.

Физкультминутка «Птицы»

Игра «Птицы»

Проблемное задание:

Расскажите, о чём предупреждают нарисованные знаки?

 

3. Фрагмент урока по курсу «Человек и мир» во2 классе по теме «Воздух и жизнь. Значение и свойства воздуха».

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни.

Задачи:

  • Развивать умение ставить учебную задачу, намечать план действия, определять свое незнание.
  • Воспитывать экологическую культуру личности, развивать способность решать экологические проблемы.

Ход урока

Организационный момент. Энергетический круг

– Дети, давайте встанем вкруг и возьмемся за руки. У нас получился энергетический круг. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Сделайте глубокий вдох, думая о чем-нибудь хорошем. Быстро выдохните, чтобы ваши отрицательные эмоции ушли вместе с выдохом, а остались только положительные. Повторите за мной:я уверен в себе… Свобода и легкость во мне... Я людям приятен… Я внутренне улыбаюсь... Мне приятно с людьми…

Актуализация знаний. Проблемные вопросы

– Послушайте, что мне рассказал Барон Мюнхгаузен. Могло ли такое произойти? “Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам” (Такого быть не может, т.к. для парусов необходима сила ветра)

Загадка про воздух

– А как вы думаете, ветер и воздух это одно и тоже?

– Сформулируйте тему учебного занятия.

– Что бы вы хотели сегодня узнать?

Совместное открытие знаний. Исследовательская работа

– Попробуйте доказать практически с помощью веера, пакета, что вокруг нас воздух.Учащиеся доказывают, что воздух - непустое место. (Машут веером перед лицом, наполняют полиэтиленовый пакет воздухом).

-Вся планета Земля укутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух невидим, но мы можем обнаружить его с помощью наших органов чувств.

– Какие же еще свойства имеет воздух?

Опыты. Исследование свойств воздуха


Список использованных источников

  1. Алексеева, Е. Л. Использование проблемной ситуации в обучении младших школьников / Е. Л. Алексеева // Пачатковае навучанне. – 2010 - № 12 – С. 72-77.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
  3. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
  4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
  5. Лернер И. Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
  6. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
  7. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии.- 2006.- № 2.-С. 61- 65. с.61.
  8. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова // М.: Педагогика. – 1982.