Безопасное питание и вредная вкуснятина

Отдел образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома

Русский
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Календарь новостей

<<Май, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Горячие новости


03.05.2018
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА поэтических произведений ”Рифма.by“

подробнее...

02.05.2018
Подведены итоги областного этапа конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»

подробнее...

02.05.2018
Внимание! Впереди летняя оздоровительная кампания

подробнее...

16.04.2018
Об итогах районного обучающего семинара «Аттестация педагогических кадров»

подробнее...

13.04.2018
12.04.2018 года в ГУО «Средняя школа №2 г. Толочина» состоялось РМО учителей русского языка и литературы по теме «Содержание уроков русского языка и литературы, факультативных занятий как условие и средство развития познавательных интересов учащихся и их способностей».

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.Толочин, ул.Ленина, 1, 211092
Телефон/факс: 2 17 72
Электронная почта: roo.tolochin@tut.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

         

         ГУО «Средняя школа №2 г. Толочина

 

                       Исследовательский проект по теме:

          «Безопасное питание и вредная вкуснятина»

 

                                                         Выполнили:

                           Мисникевич Анна и Майбородова Екатерина

 

                                                                              

                                                                             Руководитель:

                                                                          Сергеева Н.А.

 

 

      Толочин 2012

 

             

 

       Оглавление

  

  1. Введение 
  1. Основная часть:

а.) теоретическая часть

- проблемы питания детей и подростков

- пищевые добавки и их влияние на организм

б.) практическая часть

- изучение качественного состава чипсов, жевательных резинок, газированных напитков и расшифровка пищевых добавок

- социологический опрос среди учеников 5-8 классов

 3. Выводы 

 4. Литература

 

 

Введение

 

В еде не будь до всякой пищи падок.

Знай точно место, время и порядок.

Спокойно не спеша, без суеты

В день раз иль два питаться должен ты.

Горячей пищей насыщаться утром.

Питайся, если голод ощутил,

Еда нужна для поддержанья сил,

Зубами пищу измельчай всегда,

Полезней будет, впрок пойдет еда.

В компании приятной честь по чести

Есть следует в уютном, чистом месте.

Тому на пользу мой совет пойдет,

Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

                                                                                              Авиценна

 

 

 

 

Проблема питания актуальна для каждого человека. В настоящее время наш рынок заполнен множеством продуктов, которые вредны для здоровья, и одной из причин ухудшения здоровья школьников является неправильное питание.

Все древние медицинские школы утверждали, что большинство болезней возникают из-за неправильного питания. Поэтому в своей исследовательской работе мы хотим отразить вопросы правильного, полезного питания, благодаря которому можно улучшить жизнь во всех отношениях.

 

 

 

Объект исследования: чипсы, газированные безалкогольные напитки, жевательные резинки.

 Предмет исследования: качественный состав данных продуктов; изучение влияния «вкусняшек» на здоровье детей.

 Цель: определение химического состава этих продуктов, вывод об их пользе и вреде.

 Задачи:

  1. определить химический состав продуктов
  2. провести социологический опрос среди школьников
  3. изучить классификацию пищевых добавок 

Методы и приемы: лабораторные, математические, социологический опрос

  

Теоретическая часть

  

Проблемы питания у детей и подростков

Организация правильного здорового питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.

Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость правильного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других особенностей организации питания, обеспечивающего организм пищевыми веществами и энергией.

Рост - это увеличение физических размеров тела или его частей, связанное с увеличением размера или количества клеток. Под развитием понимают приобретение и совершенствование функций, связанных с дифференциацией и созреванием органов и систем. В практической медицине под ростом детей подразумевают увеличение длины и массы тела.

Повышение потребности в пищевых веществах в детском возрасте обусловлено в первую очередь высокой потребностью в энергии. В связи с этим повышается потребность в нутриентах, участвующих в обмене энергии, - витаминов В1 В2, ниацина, пантотеновой кислоты. Другим определяющим потребность фактором является рост размеров тела, особенно рост мышечной массы. К пищевым веществам, необходимым для роста мышечной массы, относятся белок, пиридоксин (витамин В6), калий, фолацин, витамин В12.

В детском возрасте высока потребность в пищевых факторах, участвующих в кроветворении: белок, железо, пиридоксин, фолацин, витамин В12. Наконец, в детском возрасте велика потребность в пищевых факторах, необходимых для роста костей: кальций, фосфор, витамины А, В, С, белок. Скрытые явления витаминной недостаточности наблюдаются у детей и подростков . В этом отношении характерны возможные последствия скрытого дефицита железа в подростковом возрасте у девочек, трансформирующегося в железодефицитную анемию у молодых женщин, особенно в период беременности.

Недостаточное потребление кальция, которое, как правило, не всегда проявляется в детском возрасте, но степень накопления кальция в костях в детстве и молодом возрасте отражается на плотности кости и распространении остеопороза в зрелом и пожилом возрасте.

Проблемы питания современного человека, как это ни парадоксально, не менее сложны, чем в голодные времена. Если прежде человеку достаточно было быть сытым, то теперь его больше заботят биологическая ценность продуктов, режим питания, избыточный вес.

  

Пищевые добавки

Пищевые добавки, химические вещества, добавляемые к пищевым продуктам с целью улучшить вкус, повысить питательную ценность или предотвратить порчу продукта. В последнее время в обществе растет озабоченность в связи с применением пищевых добавок: их безвредность вызывает сомнения. Между тем пищевые добавки – вовсе не новое изобретение. Еще в далекой древности человек открыл, что, например, соль (встречающийся в природе хлорид натрия) предохраняет мясо от порчи.

С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Этому способствовало и общее изменение образа жизни. В наш индустриальный век огромное количество людей сосредоточилось в городах. Резко возросла численность мирового населения. Все это потребовало новых способов, как обработки, так и распределения продуктов питания, благодаря чему пищевые добавки стали применяться все шире. Потребность в них особенно возросла в последнее время в связи с увеличением спроса на более питательные и более удобные для использования пищевые продукты.

 

ГЛАВНЫЕ ГРУППЫ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК

Специалисты приписывают пищевым добавкам около 50 различных функций. Можно выделить 11 больших групп добавок: питательные добавки (природные компоненты пищи); добавки, сохраняющие свежесть; добавки, облегчающие переработку или изготовление. Консерванты; приправы, красители, уплотнители (текстуранты), подсластители, наполнители. Добавки, позволяющие снизить калорийность пищи, и прочие.

Питательные добавки. У этих добавок блестящая история, так как с их помощью в развитых странах удалось практически ликвидировать болезни, вызываемые недостатком в рационе того или иного элемента или вещества, а именно: зоб (недостающий фактор – иод), цингу (витамин C), пеллагру (ниацин), рахит (витамин D, кальций, фосфор) и другие подобные заболевания. В пищевые продукты для повышения их питательной ценности добавляют почти все микроэлементы и макрокомпоненты пищи (жиры, углеводы, белки и клетчатку). Чтобы повысить питательную ценность пищи, очень важно добавлять в нее те вещества, которые в обычном рационе присутствуют в количествах ниже оптимальных.

Добавки, сохраняющие свежесть, включают в первую очередь антиоксиданты. Их добавляют к маслам и к упаковочным материалам, чтобы предотвратить прогорание. Используют также хелатирующие агенты . Они предотвращают взаимодействие между металлами и компонентами пищи, что сводит к минимуму обесцвечивание, а также утрату вкуса и аромата. Ряд веществ используется для того, чтобы предотвратить потемнение фруктов на поверхности разреза.

Добавки, облегчающие переработку или изготовление. Для улучшения вкуса пищевых продуктов очень важны вещества, способные изменять реакцию в кислую или щелочную сторону. Кроме того, в эту группу   входят       хелатирующие агенты , а также вещества, изменяющие текстуру продуктов, вызывающие коагуляцию белков (их применяют в сыроварении), способствующие изменению цвета, желатинированию в молочных продуктах, изготовлению взбитых сливок или осветлению кофе.

Консерванты начали использоваться людьми ещё" в древнем мире. Одной из целей консервации было длительное хранение пищевых продуктов. Наиболее используемы? консервантами в древнем мире были поваренная соль, мёд, вино, позже - винный уксус и спирт. Консервированию подвергали также мумии царей и вождей - в этом случае использовали мёд, воск, нефть, ароматические растения. Роль более-менее эффективных консервантов долгое время выполняли пряности и приправы, а позже - выделенные из них эфирные масла, некоторые смолы, продукты перегонки нефти, креозот. В 19-20 векехимические консерванты природного и синтетического происхождения получили очень широкое применение в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Вначале использовали сернистую, салициловую, сорбиновую, бензойную кислоту и их соли. Ежегодно пересматриваются списки разрешённых веществ и их предельно-допустимые концентрации. Во многих случаях роль консервантов могут выполнять эфирные масла. Однако их применение вкосметике продолжает медленно сокращаться, так как производители предпочитают использовать легко стандартизуемые, синтетические компоненты (консерванты), а не природные вещества переменного состава, к тому же - более дорогие. Основной проблемой является определение оптимальной концентрации консервантов. Недостаточное количество консервантов не обеспечивает хранения на заданный период времени, а их избыток может быть неприемлем в связи с ухудшением качество защищаемых продуктов, или по экономическим соображениям

Пряности. Во времена, когда не было постоянных торговых путей, обеспечивающих ввоз пряностей, пища европейцев была крайне однообразной и неудовлетворительной не только в количественном, но и в качественном отношении. В наше время в ходу свыше 2000 различных пряностей для любого мыслимого употребления. Природные пряности имеют очень сложный состав; в кофе, например, содержится свыше 1000 различных соединений (впрочем, обычно пряности далеко не столь сложны). Большинство пряностей, которыми мы пользуемся теперь, – это смеси, составленные из синтетических веществ.

Красители. Назначение пищевых красителей состоит в том, чтобы придать прошедшим обработку продуктам более привлекательный вид. Красители делятся на две главные группы: природные и синтетические. Теперь во всем мире ощущается тяга ко всему «натуральному» в пище, и потому в качестве пищевых красителей все чаще стремятся использовать очищенные пигменты многих растений, животных (в частности насекомых) и микроорганизмов.

Текстуранты. Так называют различные добавки, предназначенные для улучшения текстуры пищевых продуктов. Соединения кальция делают консервированные томаты более плотными и крепкими. Фосфаты улучшают вкус консервированных груш, делая их более нежными. Пирофосфаты улучшают текстуру пудингов быстрого приготовления и молочных продуктов. Эмульгаторы придают стабильность водным и масляным эмульсиям в заправках для салата. Разнообразное применение находят вещества типа крахмала, придающие продуктам большую плотность. Разрыхлители обеспечивают соответствующую текстуру выпекаемых хлебобулочных и кондитерских изделий.

Подсластители. Природные подсластители, такие, как сахар, известны людям на протяжении тысячелетий. Их всегда добывали в больших количествах. Однако забота о снижении калорийности пищи вынудила обратиться к непищевым подсластителям. В нашей стране в настоящее время разрешены к применению пять таких веществ: сахарин, аспартам, ацесульфам, тауматин и глициризин. Рассматривается и возможность применения ряда веществ, разрешенных в других странах. Аспартам и ацесульфам приблизительно в 200 раз слаще сахарозы, и ведутся работы по созданию новых, более эффективных искусственных подсластителей.

Наполнители. Эта тенденция к применению непищевых подсластителей заставила искать вещества, которые могли бы играть роль, традиционно выполняемую сахарами в напитках, джемах, желе и копченостях. Желатинированный крахмал люди употребляют на протяжении веков, теперь же получен ряд производных крахмала и целлюлозы. Используется полидекстроза – также одно из производных сахара.

Прочие. В эту категорию входит целый ряд веществ. К пищевой соли добавляют, например, алюмосиликат, чтобы она не сбивалась в комки, а сорбит добавляют к кокосовой стружке для того, чтобы она оставалась мягкой.

         

Вредные пищевыедобавки

Текст на упаковке

Воздей- ствие

Текст на упаковке

Воздей- ствие

Текст на упаковке

Воздей- ствие

Текст на упаковке

Воздей- ствие

Е 102

О

Е 180

О

Е 280

Р

Е 463

РЖ

Е 103

З

Е 201

О

Е 281

Р

Е 465

РЖ

Е 104

П

Е 210

Р

Е 282

Р

Е 466

РЖ

Е 105

З

Е 211

Р

Е 283

Р

Е 477

П

Е 110

О

Е 212

Р

Е 310

С

Е 501

О

Е 111

З

Е 213

Р

Е 311

С

Е 502

О

Е 120

О

Е 214

Р

Е 312

С

Е 503

О

Е 121

З

Е 215

Р

Е 320

Х

Е 510

ОО

Е 122

П

Е 216

Р

Е 321

Х

Е 513Е

ОО

Е 123

ОО, З

Е 219

Р

Е 330

Р

Е 527

ОО

Е 124

О

Е 220

О

Е 338

РЖ

Е 620

О

Е 125

З

Е 222

О

Е 339

РЖ

Е 626

РК

Е 126

З

Е 223

О

Е 340

РЖ

Е 627

РК

Е 127

О

Е 224

О

Е 341

РЖ

Е 628

РК

Е 129

О

Е 228

О

Е 343

РЖ

Е 629

РК

Е 130

З

Е 230

Р

Е 400

О

Е 630

РК

Е 131

Р

Е 231

ВК

Е 401

О

Е 631

РК

Е 141

П

Е 232

ВК

Е 402

О

Е 632

РК

Е 142

Р

Е 233

О

Е 403

О

Е 633

РК

Е 150

П

Е 239

ВК

Е 404

О

Е 634

РК

Е 151

ВК

Е 240

Р

Е 405

О

Е 635

РК

Е 152

З

Е 241

П

Е 450

РЖ

Е 636

О

Е 153

Р

Е 242

О

Е 451

РЖ

Е 637

О

Е 154

РК, РД

Е 249

Р

Е 452

РЖ

Е 907

С

Е 155

О

Е 250

РД

Е 453

РЖ

Е 951

ВК

Е 160

ВК

Е 251

РД

Е 454

РЖ

Е 952

З

Е 171

П

Е 252

Р

Е 461

РЖ

Е 954

Р

Е 173

П

Е 270

О
д/детей

Е 462

РЖ

Е 1105

ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О - опасный
З - запрещенный
П - подозрительный

Р - ракообразующий
РК - кишечн. расстройтва
ВК - вреден для кожи

Х - холестерин
РЖ - расстройство желудка

ОО - очень опасный
РД - артериальное давление
С - сыпь

 

Практическая часть

Изучение состава чипсов, жевательных резинок и газированных напитков

 Для исследования мы взяли:

- чипсы «Лэйс», «Онега», «Премьер».

- газированные напитки «Фанта», «Кока-кола», «Фруктайм».

- жевательную резинку «Дирол».

 

  1. Исследование состава чипсов

 

 а.) качественное определение жиров:

На каждом образце фильтровальной бумаги становятся видны жирные пятна.
Самые жирные чипсы оказались чипсы «Лэйс», потом чипсы «Онега» и потом чипсы «Премьер».

     б.) качественное определение крахмала:

Из-за содержания крахмала при добавлении 3% спиртового раствора йода появляется тёмно-синее окрашивание.

На всех чипсах появилось темно-синее пятно.

   в.) качественное определение хлорид-ионов:

При добавлении раствора нитрата серебра выпадает белый творожистый осадок , не растворимый в азотной кислоте.

Такой осадок выпал во всех трех образцах.

     г.) определение наличия растворимых и нерастворимых веществ:

Приготовили водную вытяжку для определения растворимых компонентов.

   д.) определение наличия ненасыщенных карбоновых кислот:

В водную вытяжку с образцами мы добавили раствор перманганата калия (марганцовки ), после чего наблюдали, как обесцвечиваются растворы.

Лучше всего обесцветились чипсы «Онега», потом чипсы «Премьер» и только потом чипсы «Лэйс».Значит, в чипсах «Лэйс» содержится более качественное растительное масло.

  1. Исследование жевательной резинки

    

     а.) определение содержания многоатомных спиртов:

Светло-синее окрашивание, доказывает образования соли меди из многоатомных спиртов(при добавлении гидроксида меди ).

 

Правила использования жевательной резинки:

-Жевательную резинку следует жевать после еды в течение 10-15 минут, пока не потеряется вкус добавок.

-Не стоит часто использовать жевательную резинку, содержащую сахар, лучше выбрать аналог с сахарозаменителем.

-Не следует жевать на голодный желудок.

-Не стоит использовать жвачку взамен

   зубной щетке.

Психологические аспекты жевания жевательной резинки:

-Защитный. Потребность в жевании жвачки происходит от подсознательного воспоминания ощущения безопасности из детства, которое возникало при сосании материнской груди.

-Отвлечение. Ритмичное жевание жвачки отвлекает внимание от проблем и окружающей жизни.

-Реклама жевательной резинки подталкивает людей к ее использованию.

-Отрицательное влияние на коммуникацию. При общении с жующим человеком возникает желание прекратить беседу.

-Людей можно разделить на две группы: у одних при жевании жвачки включается процесс мышления, а у других наоборот – мышление и реакция затормаживаются.

 

  1. Исследование безалкогольных газированных напитков

 

а.) определение красителей:

В химические стаканы с напитками поместили по 2 шпателя активного угля, перемешали. Потом нагрели и отфильтровали. После этого раствор обесцветился.

Хорошо обесцветились «Фанта» и «Фруктайм», «Кока-кола» обесцветилась хуже(из-за большого количества красителя).

б.) анализ на кислоту:

в обесцвеченные растворы напитков погрузили универсальную индикаторную бумагу. По цвету индикаторной бумаги определили рН раствора:

«Фанта» - 6

«Кока-кола »- 5

«Фруктайм» - 4.5

 

в.) доказательство наличия оксида углерода (1V):

При нагревании газированных напитков выделяющийся газ пропускали через раствор известковой воды и наблюдали ее помутнение.

 

  1. Социологический вопрос среди 5-8 классов

 

В ходе исследования нами были заданы следующие вопросы:

 

а.) Как часто вы употребляете чипсы?

 

 

                 Результаты опроса приведены в таблицах №1,2,3:

А)Как часто вы употребляете чипсы?

 

Классы

Каждый день

Раз в неделю

Крайне редко

Никогда

Количество учащихся

5

-

12

21

26

59

6

8

12

32

14

66

7

4

19

28

4

55

8

7

12

31

3

53

 

б.) Как часто вы употребляете безалкогольные газированные напитки:

 

Классы

Каждый день

Раз в неделю

Крайне редко

Никогда

Количество учащихся

5

6

4

33

16

59

6

9

26

12

19

66

7

5

27

21

2

55

8

20

20

10

3

53

 

в.) Как часто вы употребляете жевательную резинку:

 

Классы

Каждый день

Раз в неделю

Крайне редко

Никогда

Количество учащихся

5

5

22

20

12

59

6

10

27

21

8

66

7

11

20

15

9

55

8

11

12

28

2

53

 

Графики
Как часто ученики 5-8 классов употребляют чипсы

\s

Как часто ученики 5-8 классов употребляют газированные напитки \s

  

Как часто ученики 5-8 классов употребляют жевательную резинку

 \s 

 

Результаты опроса показали ,что 17%обучающихся каждый день употребляют газированные напитки, содержащие консерванты. У 24 % опрошенных раз в неделю в рацион входят чипсы. Они в своем составе содержат нежелательные пищевые добавки, вызывающие желудочно-кишечные расстройства. Злоупотребление названных продуктов влечет за собой необратимые изменения в организме.

 

Выводы

 

Мы установили, что в продуктах питаниях

используются пищевые добавки, от которых полностью отказаться невозможно. Далеко не все из добавок являются безвредными для здоровья. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта и должны знать, какие вещества употребляем.

 

Рекомендации по употреблению продуктов питания

 

1.Внимательно читайте надписи на этикетках продуктов

2.Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской

3.Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения

4.Обходитесь без подкрашенной газировки

5.Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами

6.В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.

 

 

Литература

 

1.Назаренко В.М., Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе 2000 №5

2.Иванов И.Р. Гигиена питания –СП,1998

3.Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцева А.Н. Пищевые добавки М. Колос 2001

4.Ягер Э .М. Консерванты в пищевой промышленности -СП,2000