Экологическое воспитание

Отдел образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома

Русский
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Календарь новостей

<<Май, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Горячие новости


03.05.2018
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА поэтических произведений ”Рифма.by“

подробнее...

02.05.2018
Подведены итоги областного этапа конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»

подробнее...

02.05.2018
Внимание! Впереди летняя оздоровительная кампания

подробнее...

16.04.2018
Об итогах районного обучающего семинара «Аттестация педагогических кадров»

подробнее...

13.04.2018
12.04.2018 года в ГУО «Средняя школа №2 г. Толочина» состоялось РМО учителей русского языка и литературы по теме «Содержание уроков русского языка и литературы, факультативных занятий как условие и средство развития познавательных интересов учащихся и их способностей».

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.Толочин, ул.Ленина, 1, 211092
Телефон/факс: 2 17 72
Электронная почта: roo.tolochin@tut.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Воспитание экологической культуры школьников

Николаева Елена Александровна

заместитель директора по учебной работе

ГУО «Толочинская районная гимназия»

 

У каждого человека знакомство с К.Д.Ушинским начинается в раннем школьном возрасте с рассказов и сказок. Сюжеты их, как правило, просты и незатейливы, герои знакомы и понятны, а вот тонкость, наблюдательность автора, простой и понятный язык, мудрость надолго западают в душу, в память. Для кого-то Ушинский так и останется  навсегда писателем любимых детских рассказов, но кому-то он станет учителем, советчиком, открывающим непростые секреты педагогического ремесла.

Его педагогические идеи актуальны до сих пор, да они и останутся таковыми, пока будут существовать школы, ученики и учителя, независимо от того, как они будут именоваться в нормативных документах. В этих идеях заложено и развивающее обучение, и великий педагогический гуманизм, и четкое понятие взаимосвязи семьи и школы на основе народных традиций, и огромная  воспитательная и образовательная роль родного языка, иподлинное единение с природой, бережное к ней отношение, как к другу и учителю, оберегу и простой истине.

И именно  поэтому  я хочу рассказать о некоторых моментах неформального подхода к  организации экологического воспитания в нашей гимназии, о том, за что нам не было бы стыдно перед К.Д.Ушинским.

Какое-то время назад, работая над исследовательским проектом «Древесные растения парка Юзефполье», мы столкнулись с поистине варварским отношением людей  к деревьям: под  видом очистки парка работниками  коммунальной службы вырубались крепкие, здоровые сосны и липы, а сучья сжигались прямо в парке, причем в костер подбрасывались старые шины и  все это щедро поливалось соляркой;  бывшие сосны увозились тракторами в неизвестном  направлении, а в парке оставались плакать пни. Мы с детьми тогда стали на защиту своего парка: делали  запросы  о его исторической  ценности в Министерство культуры, привлекали к проблеме экологическую службу, отправлялись туда всякий раз, как слышали звук электропилы; а через год установили в парке информационный стенд, отражающий ценность парка.

Так из исследования получился и социальный проект, и выражение гражданской позиции. А самое главное, мы поняли, что дети наши готовы к полезной и неформальной деятельности.

Именно деятельность увлекает их, а не рассказ, пусть даже самый интересный и убедительный, и не призыв, пусть даже самый горячий. И поэтому очередная  неделя  экологии была спланирована не  просто как  мероприятие, а как образовательное событие.

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна,нежели передача самого предмета», - эти слова К.Д. Ушинского вполне могли бы  стать той задачей, которую поставили перед собой педагоги гимназии, организуя предметную неделю «Твой след на Земле». Главную идею, объединяющую все дела недели в единое целое, можно выразить ее девизом: «Наша планета нуждается в нас!», а это значит дать возможность ребятам почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы.

Как и полагается для события,  при обсуждении   пришлось  отказаться от привычных ролей (учитель – ученик) и разговаривать на равных. Могу сказать, что разрешить себе действовать по ситуации, доверять ребятам, а не делать так, как кажется правильным учителям, оказалось очень сложным.  Но ребята смогли, показать, насколько они могут быть активными и самостоятельными.

Две недели подготовки  стали  действительно временем увлечения и познания.  Мы собирали информацию. Читали и перечитывали энциклопедии, просматривали журнал «Экология», сайты в Интернете.  Что- то брали во внимание, что – то отбрасывали. И в результате был создан проект плана недели, с подробным описанием каждого дня.

А вот многочасовых  репетиций, которые сводят на нет весь  познавательный интерес, не было.

Только разработку вопросов конкурсов «Эколидер», «Самый экологически грамотный класс», письменной анкеты - теста «Экологическая мозаика» для того, чтобы обеспечить всем равные условия,  учитель биологии полностью взяла на себя.   

Участники инициативной группы выбрали символом недели бабочку, т.к. природа такая же  яркая, красивая и хрупкая, как она.

Неделя стартовала в День экологических знаний – 14 апреля. Каждому гимназисту предлагалось стать участником беспроигрышной  викторины «Экопрогноз». На крылышках «бабочек - оптимистов» и «бабочек- пессимистов»  нужно было высказать свое мнение о том, что ждет  нашу планету через 100лет.Ребята, которые дали самые обоснованные ответы, получили возможность участвовать в конкурсе эколидеров.

Экологические знания можно было получить и  во время перемен. Экологические перемены проходили весьма разнообразно. Первая с использованием календаря экологических дат апреля(прием «стендовый доклад»).  Кандидаты в эколидеры получили первые задания для выполнения. В качестве экосюрприза  на второй перемене, которая проходила под девизом: «Главное вовремя подкрепиться», желающие могли расшифровать и объяснить  с биологической точки зрения одно из правил здорового питания.

Работу эковидеосалона организовали ребята одиннадцатого класса. Видеоролики об охране природы и загрязнении среды помогли создать определенный эмоциональный настрой. Посетители салона свои впечатления высказывали в письменном виде, это шло в зачет конкурса «Эколидер».  Правда, всех удивило, что видеосюжетов об экологической обстановке в Беларуси в интернете  практически нет.

Игра «Экологические ассоциации», которая проходила на следующей перемене, помогла определить главные экологические проблемы современности. Представителям каждого класса предлагалось выбрать один из предметов, находящихся на столе(стакан  воды с мусором, кусок картона и т.д.) и  определить, какую проблему он  символизирует,  а так же  составить ее характеристику, указав название, причины, которые привели к ее появлению, следствия и пути решения проблемы.

Во второй день недели желающие могли принять участие в письменной анкете - тесте «Экологическая мозаика». Ответы шли в зачет конкурса «Самый экологически грамотный класс».

Третий день проходил под девизом: «Постигаем азы экологии». В этот день проведены мини - экологические уроки «Чем я могу помочь природе». Их проводили старшеклассникидля младших школьников, и интегрированный исследовательский урок «Человек и природа» в 6- ом классе.

А практическая  работа «О чем расскажут упаковка и этикетка», организованная десятиклассниками, вызвала такой ажиотаж, что ее пришлось проводить дважды. Зато теперь у нас все умеют  читать этикетки, разбираться в маркировке пластика

Следующий день  пошел  совершенно не так, как мы планировали. Мы хотели провести в  каждом классе «День без мусора», т. е. раздать каждому классу пакет для мусора и попросить  детей собирать в него мусор, который образуется в их классе за целый день. Но потом поняли, что в условиях кабинетной системы это сделать нереально, не будут же ученики носить за собой пакет с мусором целый день. Поэтому условия конкурса мы изменили на ходу и объявили, что  победителем  станет класс, собравший больше всех мусора на территории и в помещении гимназии. В итоге  мусор убрали из самых укромных уголков территории, классы сияли чистотой.  Попутно организовался сбор макулатуры. Победитель был определен тщательным взвешиванием собранного мусора и получил экологически полезный пирог                 «Зебра».

Защита экодружелюбного проекта «Творчество + забота о природе», в шестой день недели,  состояла из трех частей: презентации  «Новая Немезида планеты Земля», сопровождающий её текст содержал сведения о результатах производства и использования  полиэтиленовых пакетов, демонстрации моделей экосумок  и мастер- класса от учителя обслуживающего труда ТаисыИвановны, которая показала, как преобразить простой квадрат ткани в красивую, элегантную, стильную и, главное, удобную сумочку, используя японскую технику фурошики. 

На завершение недели желающие стали авторами экологических листовок.   Их макеты  отражали 11 вещей, которые может сделать каждый человек, если он хочет помочь природе

Итоговая  рефлексия «Крестики – нолики» показала, что для 89% участников события недели стали полезными и значимыми.

Но главным результатом я считаю то, что в конце этой недели, звучали вопросы  о том, когда будет следующая.  Теперь это традиция, и не одна из них не похожа на другую ни по форме, ни по содержанию

"Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу. Вот еще одна цитата, которой можно воспользоваться, рассказывая о траектории экологического воспитания в нашей гимназии. Я имею в виду организацию и развитие кабинета биологии в концепции музея комнатных растений.Наш музей «Зеленые друзья» - это не только зал комнатных растений, где стараниями учителей и детей  их собрано более 40 видов, где они описаны и представлены, как экспонаты настоящего музея, где есть интересные и познавательные, постоянно обновляющиеся информационные стенды, выпускается экологическая газета,  где есть шкаф с энциклопедиями и научными книгами, который дети называют своим интернет- ресурсом; наш музей – это еще и научная лаборатория, где проводятся настоящие исследования.Хочу напомнить еще одну фразу великого Ушинского: "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер." Без учителя биологии И. Г. Зайцевой  не стала бы  каждая неделя экологии образовательным событием, не стал бы  обычный школьный кабинет музеем комнатных растений, научной лабораторией.  Рядом с ней невозможно относиться к делу формально, если конечно ты уважаешь в себе учителя. С Инессой Григорьевной легко сотрудничать,  впрочем, как и с большинством моих коллег. Можно сказать, гимназии повезло с таким учителем.

Однако, далее снова Ушинский,- " Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие- либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей." Уважаемые коллеги, действительно, исключительный, харизматичный учитель встречается не так часто, но есть тысячи других учителей, добросовестных тружеников, давайте будем оберегать, охранять  и выращивать их, как часть экологической системы «Образование», потому что в каждом из них живет великий русский педагог К. Д. Ушинский.

Список используемой литературы

1. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.