Гражданско- патриотическое воспитание личности

Отдел по образованию  Толочинского районного исполнительного комитета

Русский
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Календарь новостей

<<Сентябрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Горячие новости


17.09.2018
15 сентября в ГУДО Толочинский районный центр детей и молодёжи состоялся районный пионерский слёт “Взгляни на нас по-новому

подробнее...

30.08.2018
О районной августовской конференции педагогических работников

подробнее...

20.08.2018
О работе Летней школы (учителей химии, биологии)

подробнее...

03.08.2018
Деловой стиль одежды

подробнее...

01.08.2018
Программа работы Летней школы (учителей химии, биологии)

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.Толочин, ул.Ленина, 1, 211092
Телефон/факс: 2 17 72
Электронная почта: roo.tolochin@tut.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 Гражданско-патриотическое воспитание личности

Жеребцова Елена Александровна

Учитель начальных классов

ГУО «Заболотская средняя школа Толочинского района»

К. Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [14, с. 160].

По мысли К.Д. Ушинского, под влиянием различных условий жизни складывается характер человека, который представляет именно ту почву, в которой коренится народность.

Большие возможности для воспитания патриотизма создает организа­ция различных видов воспитывающей деятельности: социально-ориентационной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художе­ственной, ценностно-ориентировочной.

Гражданско-патриотическое воспитаниепредставляет собой  целенаправленный процесс формирования  социально-ценностного отношения  к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям.

Методическая система гражданско-патриотического воспитания:

  • социальная среда;
  • правовая среда;
  • событийное окружение;
  • семейное окружение;
  • языковое окружение;
  • активное участие в жизни класса, школы.

Гражданское воспитание как неотъемлемая часть семейного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский. Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", - писал Ушинский.

Исходя из этого наследия К.Д, Ушинского я провожу работу с родителями по их  просвещению родительские собрания по гражданско-патриотическому воспитанию.

В социально-ориентационной деятельности я осуществляю ориентацию детей на социальные ценности, воспитываю активную гражданскую  позицию, гражданское самосознание, гражданские чувства. В этой деятельности начинается процесс формирования правовой куль­туры школьников. Дети не только знакомятся со своими правами, но и учатся уважать права других людей, правильно вести себя в обществе.

В познавательной деятельности развивается патриотическое сознание детей — интеллектуальный компонент патриотизма. В ней происходит познание истории своей родины, ее географического положения. Я знакомлю детей с персоналиями выдающихся людей: общественных деятелей, героев, писателей, художников, музыкантов, спортсменов и др. Они изуча­ют духовное наследие своего народа.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения устных журналов, викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, по­знавательных игр «Что? Где? Когда?», «Конкурс пословиц и поговорок», «По белорусским заповедникам», «В пущу, к Деду Морозу», «Белорусские замки» и др.).

В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Труд детей на пользу и радость окру­жающим людям ценен тем, что является бескорыстным. Поэтому мы продумываем  не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, способы мотивации трудовой деятельности детей.

Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям, традициям, фольклору. Дети, посещая кружки, изучают песенную, музыкальную, танцевальную, народную культуру, культуру слова, изобрази­тельную культуру. Кроме того, включаю детей в практические занятия различными видами искусств: танец, пение, рисование, лепка, аппликация, драматизация, занятия в «Кукольном кружке».

Художественная деятельность в нашей работе принимает самые разнообразные формы: концерты, творческие выставки игрушек, поделок, рисунков, литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.

С древнейших времен славянские народы большое внимание уделяли физическому воспитанию подрастающего поколения.

Физическое воспитание, на мой взгляд, является составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания и на практике реализует­ся в физкультурно-спортивной деятельности. Ее цель — воспитание цен­ностного отношения к своему здоровью, телу, организму, здоровому обра­зу жизни, желания и умения продлевать жизнь.

Физкультурно-спортивная деятельность организуется нами  в форме  проведения Дней здоровья, веселых игр, состязаний, ежедневных гимнастических упражнений, школьных  спартакиад,  путешествий, народных национальных игрищ, эстафет и др.

Создав соответствующую воспитательную среду и включив ребенка в активную деятельность, необходимо помочь ему осознать, осмыслить патриотические отношения, их содержание, формы проявления, значение. И я считаю, что этому помогает третий фактор воспитания патриотизма — осмысление мира и себя в этом мире.Назначение этого фактора — осознание ребенком значения (ценности для общества) и личностного смысла (ценности для себя) таких понятий, как Родина, семья, природа, патриотизм, человек, на­род, его культура, страна и др. А для этого нужна работа разума и души, чтобы в процессе осмысления патриотических отношений ребенок ощу­тил себя носителем этих отношений.

Осмысление своих связей с собственным народом и страной осуществ­ляется, прежде всего, через содержание учебного материала в процессе обучения. Особенно высок потенциал патриотического влияния учебно­го материала по литературному чтению, языку, предмету «Человек и мир». Особое место в этом ряду занимает такой предмет, как «Мая Радзіма — Беларусь», где дети знакомятся с жизнью наших предков, их верованиями, занятиями, их отношением к своей Отчизне (проявление храбрости и самоотверженности при ее защите). Изучение географического положения страны дает школьникам возможность «совершить путешествие» по всем областям Беларуси, увидеть красоту ее природного ландшафта, задуматься о целесообразности деятельности человека по изменению при­роды (осушение болот, загрязнение и обмеление рек, строительство огром­ных сооружений и др.).

Исторический материал дает представление о становлении белорус­ской государственности, помогает заглянуть вглубь истории, осмыс­лить непростой путь, который прошла Беларусь, борясь за суверенитет и независимость.

Суть ценностно-ориентировочной деятельности, по нашему  мнению, — в осмыслении и решении проблем жизни, требующих духовно­го усилия, напряжения. В результате школьник осмысливает себя, свои связи с миром, такие, как: «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество (Ро­дина)», «Я и природа», «Я и мои близкие».

Гражданско-патриотическое воспитание должно быть теснейшим образом связано с нравственным воспи­танием.

По моему мнению, воздействие, оказываемое на ребенка в процессе гражданско-патриотического вос­питания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.

Эмоциональность детей диктует соблюдение еще одного условия: все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание детей своим содержанием, оформлением, (в игре, на празднике), новизной и необычностью информации.

Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию используемые мноюбеседа,

  • классный час;
  • информационный час;
  • устный журнал;
  • экскурсии;
  • путешествия;
  • праздники;
  • игры;
  • коллективное творческое дело;
  • организация трудовой деятельности.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.