Гражданско- патриотическое воспитание личности

Отдел образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома

Русский
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Календарь новостей

<<Май, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Горячие новости


03.05.2018
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА поэтических произведений ”Рифма.by“

подробнее...

02.05.2018
Подведены итоги областного этапа конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»

подробнее...

02.05.2018
Внимание! Впереди летняя оздоровительная кампания

подробнее...

16.04.2018
Об итогах районного обучающего семинара «Аттестация педагогических кадров»

подробнее...

13.04.2018
12.04.2018 года в ГУО «Средняя школа №2 г. Толочина» состоялось РМО учителей русского языка и литературы по теме «Содержание уроков русского языка и литературы, факультативных занятий как условие и средство развития познавательных интересов учащихся и их способностей».

подробнее...

Контактная информация

Адрес: Витебская область, г.Толочин, ул.Ленина, 1, 211092
Телефон/факс: 2 17 72
Электронная почта: roo.tolochin@tut.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 Гражданско-патриотическое воспитание личности

Жеребцова Елена Александровна

Учитель начальных классов

ГУО «Заболотская средняя школа Толочинского района»

К. Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [14, с. 160].

По мысли К.Д. Ушинского, под влиянием различных условий жизни складывается характер человека, который представляет именно ту почву, в которой коренится народность.

Большие возможности для воспитания патриотизма создает организа­ция различных видов воспитывающей деятельности: социально-ориентационной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художе­ственной, ценностно-ориентировочной.

Гражданско-патриотическое воспитаниепредставляет собой  целенаправленный процесс формирования  социально-ценностного отношения  к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям.

Методическая система гражданско-патриотического воспитания:

  • социальная среда;
  • правовая среда;
  • событийное окружение;
  • семейное окружение;
  • языковое окружение;
  • активное участие в жизни класса, школы.

Гражданское воспитание как неотъемлемая часть семейного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский. Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", - писал Ушинский.

Исходя из этого наследия К.Д, Ушинского я провожу работу с родителями по их  просвещению родительские собрания по гражданско-патриотическому воспитанию.

В социально-ориентационной деятельности я осуществляю ориентацию детей на социальные ценности, воспитываю активную гражданскую  позицию, гражданское самосознание, гражданские чувства. В этой деятельности начинается процесс формирования правовой куль­туры школьников. Дети не только знакомятся со своими правами, но и учатся уважать права других людей, правильно вести себя в обществе.

В познавательной деятельности развивается патриотическое сознание детей — интеллектуальный компонент патриотизма. В ней происходит познание истории своей родины, ее географического положения. Я знакомлю детей с персоналиями выдающихся людей: общественных деятелей, героев, писателей, художников, музыкантов, спортсменов и др. Они изуча­ют духовное наследие своего народа.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения устных журналов, викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, по­знавательных игр «Что? Где? Когда?», «Конкурс пословиц и поговорок», «По белорусским заповедникам», «В пущу, к Деду Морозу», «Белорусские замки» и др.).

В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Труд детей на пользу и радость окру­жающим людям ценен тем, что является бескорыстным. Поэтому мы продумываем  не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, способы мотивации трудовой деятельности детей.

Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям, традициям, фольклору. Дети, посещая кружки, изучают песенную, музыкальную, танцевальную, народную культуру, культуру слова, изобрази­тельную культуру. Кроме того, включаю детей в практические занятия различными видами искусств: танец, пение, рисование, лепка, аппликация, драматизация, занятия в «Кукольном кружке».

Художественная деятельность в нашей работе принимает самые разнообразные формы: концерты, творческие выставки игрушек, поделок, рисунков, литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.

С древнейших времен славянские народы большое внимание уделяли физическому воспитанию подрастающего поколения.

Физическое воспитание, на мой взгляд, является составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания и на практике реализует­ся в физкультурно-спортивной деятельности. Ее цель — воспитание цен­ностного отношения к своему здоровью, телу, организму, здоровому обра­зу жизни, желания и умения продлевать жизнь.

Физкультурно-спортивная деятельность организуется нами  в форме  проведения Дней здоровья, веселых игр, состязаний, ежедневных гимнастических упражнений, школьных  спартакиад,  путешествий, народных национальных игрищ, эстафет и др.

Создав соответствующую воспитательную среду и включив ребенка в активную деятельность, необходимо помочь ему осознать, осмыслить патриотические отношения, их содержание, формы проявления, значение. И я считаю, что этому помогает третий фактор воспитания патриотизма — осмысление мира и себя в этом мире.Назначение этого фактора — осознание ребенком значения (ценности для общества) и личностного смысла (ценности для себя) таких понятий, как Родина, семья, природа, патриотизм, человек, на­род, его культура, страна и др. А для этого нужна работа разума и души, чтобы в процессе осмысления патриотических отношений ребенок ощу­тил себя носителем этих отношений.

Осмысление своих связей с собственным народом и страной осуществ­ляется, прежде всего, через содержание учебного материала в процессе обучения. Особенно высок потенциал патриотического влияния учебно­го материала по литературному чтению, языку, предмету «Человек и мир». Особое место в этом ряду занимает такой предмет, как «Мая Радзіма — Беларусь», где дети знакомятся с жизнью наших предков, их верованиями, занятиями, их отношением к своей Отчизне (проявление храбрости и самоотверженности при ее защите). Изучение географического положения страны дает школьникам возможность «совершить путешествие» по всем областям Беларуси, увидеть красоту ее природного ландшафта, задуматься о целесообразности деятельности человека по изменению при­роды (осушение болот, загрязнение и обмеление рек, строительство огром­ных сооружений и др.).

Исторический материал дает представление о становлении белорус­ской государственности, помогает заглянуть вглубь истории, осмыс­лить непростой путь, который прошла Беларусь, борясь за суверенитет и независимость.

Суть ценностно-ориентировочной деятельности, по нашему  мнению, — в осмыслении и решении проблем жизни, требующих духовно­го усилия, напряжения. В результате школьник осмысливает себя, свои связи с миром, такие, как: «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество (Ро­дина)», «Я и природа», «Я и мои близкие».

Гражданско-патриотическое воспитание должно быть теснейшим образом связано с нравственным воспи­танием.

По моему мнению, воздействие, оказываемое на ребенка в процессе гражданско-патриотического вос­питания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.

Эмоциональность детей диктует соблюдение еще одного условия: все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание детей своим содержанием, оформлением, (в игре, на празднике), новизной и необычностью информации.

Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию используемые мноюбеседа,

  • классный час;
  • информационный час;
  • устный журнал;
  • экскурсии;
  • путешествия;
  • праздники;
  • игры;
  • коллективное творческое дело;
  • организация трудовой деятельности.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.